В российском флоте есть такая специальность, как старший помощник командира судна, а сокращенно – старпом. В царском флоте эта должность называлась старший офицер. Он является первым заместителем командира корабля, а также начальником личного состава по боевой подготовке и всей службы корабля. Старший помощник всегда готов заменить командира, поэтому обязан знать все приказы начальства, материальную часть корабля и прочие служебные обязанности. У старпома есть допуск к управлению судном. Если командира корабля временно нет на судне, по каким-либо причинам, то старший помощник берет на себя управление кораблем и одновременно выполняет свои обязанности.
В обязанности старпома входит вся коммерческая и эксплуатационная деятельность судна, дисциплина экипажа и техника безопасности в море. Он контролирует расход воды в цистернах, а также следит за качеством приготовления пищи. Ведет всю документацию, составляет план проведения учений, осмотров, проверок, а также ведет судовой журнал приказов.
Когда судно входит в порт или выходит из него, старший помощник должен находиться на мостике. Если кораблю грозит гибель, то старпом покидает судно одним из последних, удостоверившись, что людей на судне нет.
Исходя из вышесказанного, нетрудно понять насколько специальность помощника командира корабля ответственная, серьезная и непростая: надо брать на себя ответственность за жизнь экипажа и пассажиров, а море ошибок не прощает. Кроме того, нужно быть грамотным и психологически и профессионально подготовленным. Заработная плата таких специалистов высокая. На иностранных судах она доходит до семи тысяч долларов. За рейс можно заработать на неплохую машину. Если решили связать свою жизнь с морем и построить карьеру морского волка, то можно пойти учиться в вуз на специальность судовождение. При поступлении надо будет сдать ЕГЭ по профильной математике и русскому языку, и экзамены по дополнительным предметам на выбор: физика, информатика, химия, иностранный язык.
Автор Ефимов Денис.