Интервью с командиром БЧ-5 надводного корабля

Интервью с командиром БЧ-5 надводного корабля

На надводных кораблях и подводных лодках Военно-Морского флота все обязанности по использованию оружия и оборудования распределены по боевым частям. Существует штурманская боевая часть (БЧ-1), ракетно-артиллерийская (БЧ-2), минно-торпедная (БЧ-3), боевая часть связи (БЧ-4), электромеханическая боевая часть (БЧ-5), а также службы (снабжения; радиационной, химической и биологической защиты) и команды (боцманская, управления).

Сегодня у нас есть возможность поговорить  с командиром электромеханической боевой части одного из надводных кораблей и спросить его, чем же занимается личный состав БЧ-5 и как можно стать инженером-механиком корабля.

Здравствуйте, Борис Борисович. Расскажите, пожалуйста, что такое БЧ-5 и за что на корабле она отвечает?

– Добрый день. Электромеханическая боевая часть или БЧ-5 –, я считаю, основная боевая часть на любом военном корабле или подводной лодке. По количеству личного состава БЧ-5 – самая большая. Ведь в ее заведовании главные двигатели, то есть сердце корабля. И от того, в каком состоянии они находятся, зависит выполнение любой боевой задачи. А еще БЧ-5 обеспечивает весь корабль паром, водой, теплом и электричеством. И именно от своевременного и полного обеспечения всеми средами будет зависеть и меткая стрельба различным оружием и просто комфортное нахождение на корабле.

– А как можно стать командиром БЧ-5?

– Для того чтобы стать командиром любой боевой части нужно пройти определенный служебный путь. И сначала, конечно, необходимо закончить военный институт. Я заканчивал  Военно-Морское инженерное училище (сейчас Военно-Морской политехнический институт). Тогда существовало 4 факультета — паросиловой, дизельный, электротехнический, химический. По окончании присваивается звание «лейтенант» и специальность «инженер по эксплуатации судовых энергетических установок».

Я закончил паросиловой факультет и был направлен для прохождения службы на надводный корабль на должность командира машинно-котельной группы дивизиона движения БЧ-5. Через несколько лет службы в этой должности я был назначен командиром дивизиона движения.

Немного поясню про дивизионы и группы. В БЧ-5 три дивизиона: движения (именно он отвечает за ход корабля), электротехнический (обеспечение электроэнергией) и живучести (обеспечение паром, водой, топливом). Каждый дивизион делится еще и на группы. Конечно, в зависимости от типа двигателя корабля (дизельный, паротурбинный, атомный) и его класса (крейсер, эсминец, фрегат и т. д.) количество дивизионов и групп разное. Командир группы — это первичная должность для выпускника — лейтенанта.

Еще через несколько лет службы меня назначили на должность командира БЧ-5 (ее еще называют механиком).

– И какие же критерии для назначения механиком?

– Как я уже говорил, один их основных критериев — инженерное образование. Но главное — это должен быть действительно специалист своего дела, с огромным багажом знаний техники и физических процессов, происходящих при работе двигателей. Все это, конечно, дается при обучении, а вот на практике применяется уже на корабле. Необходимо сдать множество различных зачетов на знание техники и процессов и их полное понимание. Это очень не легко. Именно поэтому выпускник сначала назначается на должность командира группы, который непосредственно эксплуатирует оборудование. И приобретая необходимый опыт может дорасти до командира боевой части.

Вообще, профессия очень интересная и трудная. Как и вообще воинская служба. И самое главное, учишься думать по-инженерному, то есть рационально и четко.

– Спасибо Вам, Борис Борисович за интересный рассказ. Я думаю, что эта информация будет полезной для будущих выпускников, тем более люди с таким образованием и опытом будут востребованы и в судостроении.

Автор Павлов Ярослав.