Интервью на тему: «Использование дополненной и смешанной реальности в судостроении» с В. С. Трубицыным, ведущим инженером высшей квалификации, АО “ЦКБ МТ “Рубин”
Владимир Сергеевич, здравствуйте! Расскажите, пожалуйста, поподробнее о разрабатываемом комплексе, который в будущем будет применяться в отрасли судостроения?
– Разрабатываемый комплекс может применяться конструкторскими службами в процессе технического сопровождения ремонтируемых заказов, не имеющих ранее разработанной трехмерной модели. Имея в мобильном устройстве Комплекса каталог виртуального оборудования, конструктор, находясь в помещениях ремонтируемого заказа, сможет проводить размещение голограмм оборудования с учетом существующего фактического окружения. Это очень трудоемкий процесс создания такого комплекса!
Владимир Сергеевич, технология дополненной реальности, где может применяться?
– Технология дополненной реальности также может использоваться при разработке нового поколения интерактивных электронных технических руководств. Члены экипажа в реальном времени смогут получать иллюстрированные команды, наложенные на реальное изображение с указанием конкретных действий, а также просматривать информацию об оборудовании и системах. Обучение членов экипажа может происходить в очках дополненной и смешанной реальности по специально разработанной программе.
Данный подход позволит снизить стоимость разрабатываемых тренажеров, переведя некоторые аппаратные решения в программные.
Например, с помощью очков дополненной реальности можно имитировать различные ситуации, выводя индикацию пультов управления в дополненную, а не в существующую реальность. На заводах-строителях применение Комплекса открывает не менее значимые перспективы, и к ним относятся: выполнение предварительного размещения на заказе СМЕ, конструкций и трубопроводных сборок в виде голограмм перед их изготовлением на станках с ЧПУ.
Следствием данной операции является снижение случаев появления брака и организация “безбумажной” работы на заказе. Применение технологий дополненной и смешанной реальности высокоэффективно для сборки трубопроводных систем из уже готовых изделий – согнутых в цехе труб. С их помощью на строящемся заказе можно просматривать, как фактически нужно выстраивать/выставлять в помещениях корабля ветки трубопроводов из изготовленных по данным 3D-модели труб. 2D-чертежи, выпущенные проектантом, также можно просматривать на заказе с помощью Комплекса – в виде 2D-голограмм.
А что включают в себя работы по созданию Комплекса?
– Здесь, все просто, работы по созданию Комплекса включают в себя следующее:
- разработку универсального конвертера моделей, загружаемых в мобильные устройства Комплекса. В качестве универсального экспортного формата выбран формат STEP, который позволяет использовать данные, сформированные в большинстве известных САПР – CATIA, FORAN, AVEVA и др.;
- разработку и реализацию в Комплексе мероприятий по защите информации;
- разработку функционала и пользовательского интерфейса, отвечающих потребностям пользователей при выполнении различных процессов.
Данный подход к разработке Комплекса обеспечивает возможность его использования на большинстве предприятий Группы ОСК.
Давайте подведем итоги:
Резюмируя, отметим, что современный уровень развития технологий дополненной и смешанной реальностей открывает в судостроительной отрасли большие перспективы.
Участники жизненного цикла корабля получают в руки инновационный инструмент, позволяющий по-новому взглянуть и впоследствии оптимизировать многие существующие в судостроительной отрасли процессы.
К оптимизируемым процессам можно отнести:
- проведение макетировочных и трассировочных комиссий;
- техническое сопровождение строящихся заказов;
- авторский надзор;
- контроль хода строительства заказов;
- приемку выполненных работ службами контроля качества продукции и заказчиком.
Внедрение технологий дополненной и смешанной реальностей в судостроительной отрасли может обеспечить повышение качества и снижение сроков строительства кораблей и судов в интересах ВМФ РФ.
Интервью провел Владимир Трубицын