Несмотря на появление полностью беспилотных кораблей, например, для работы во враждебной и опасной среде (как аппарат ТПА), в большинстве своем автоматизированные суда будут иметь команду на борту.

Судоходство заимствует множество операционных практик из авиации, но имеет шанс улучшить опыт, а не бездумно копировать ошибки. В свое время идея полной бортовой автоматизации привела к значительному ухудшению летных навыков среди пилотов по всему миру, поэтому пассажирам и экипажу самолетов часто приходится полагаться на милость автоматических систем.

Принимая во внимание опыт авиационной отрасли, для автоматизированного корабля предлагается умная система управления человеком и машиной.

Люди не исключены из эксплуатации корабля. Напротив, когда компьютер чувствует, что уровень контроля со стороны человека падает, он помогает экипажу восстановить ситуационную осведомленность. Очевидно, что подобные технологии потребуют от команды соответствующий уровень знаний и подготовки.